Приобрели товар с недостатками?

Вот основные правила, которые вы должны знать в случае, если в приобретенном вами товаре обнаружились недостатки.

 

Статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 установлен перечень действий, которые вправе предпринять потребитель в случае, если в приобретенном товаре им были обнаружены недостатки, которые не были оговорены продавцом при продаже такого товара.

А именно, при обнаружении в товаре недостатков потребитель вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Обратите внимание на то, что каким именно будет это требование – решаете только вы.

Допускаемые продавцами и производителями уже на этой стадии разрешения спора злоупотребления, выражающиеся в попытках склонить потребителя к выбору наиболее выгодного для продавца требованию (как правило, продавец склоняет потребителя к заявлению требования о проведении ремонта приобретенного товара) являются неправомерными.

Повторимся, каким будет требование, заявляемое вами продавцу – вы определяете сами.

 

Следующий важный вопрос: в течение какого времени после покупки может быть заявлено одно из указанных требований? Ответ на него дает статья 19 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В том случае, если установленный продавцом или производителем гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 5 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Что это значит? Это значит, что вы вправе обратиться с соответствующим требованием к продавцу или производителю товара, как в течение гарантийного срока, так и после его истечения, но в пределах двух лет.

Вы спросите: зачем надо было вносить эту сумятицу – установили бы срок в два года и шабаш? Вероятно, законодатель пытался соблюсти некий баланс интересов продавца и покупателя и, устанавливая такие правила, заложил в них определенный порядок  распределения бремени доказывания.

Т.е., если вы обратились к продавцу с претензией в связи с недостатком товара в рамках гарантийного срока, то бремя доказывания возлагается на продавца (продавец обязан доказать, что недостатки товара возникли после его передачи вам). А вот если вы обратились к продавцу с претензией в связи с недостатком товара за пределами гарантийного срока, но в течение двух лет, или если на товар вообще не был установлен гарантийный срок, то бремя доказывания возлагается законом уже на вас (вы обязаны доказать, что недостатки товара возникли до его передачи вам продавцом).  

К сожалению, формулировка 19 статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» дает массу поводов для злоупотреблений со стороны продавца. Как правило, продавец устанавливает максимально короткий гарантийный срок (например, один месяц на обувь). Это дает ему возможность, во-первых, легко убедить покупателя в том, что истечение гарантийного срока освобождает продавца от какой-либо ответственности (психологический ход), и, во-вторых, переложить бремя доказывания и связанные с этим расходы на покупателя (юридический ход).

Из двух данных обстоятельств существенным является лишь второе. Говоря простыми словами, если у вашей любимой пары обуви вдруг оторвется подошва (треснет кожа верха, разойдется шов, возникнут иные недостатки), а гарантийный срок к этому времени уже пройдет,  это не будет означать, что продавец ни в чем не виноват, а виноваты только вы. Это будет означать только то, что если вы не производили никаких сверхъестественных экспериментов с этой злосчастной подошвой и специально ее не отрывали, вам всего лишь придется прибегнуть к услугам независимых экспертов, которые смогут установить, что причина возникновения недостатков товара (обуви в приведенном примере) возникла до его продажи вам.  

Заключение экспертизы, устанавливающее, что причина возникновения недостатков товара возникла до его продажи, дает отличные шансы на взыскание в судебном порядке с продавца товара, как уплаченной вами покупной цены за такой товар, так и неустойки, расходов на проведение экспертизы, компенсации морального вреда, иных убытков.

 

Пусть вас не смущает пример с обувью. Он универсален, фактически подходит для любого другого товара, за исключением технически сложного. Здесь действуют другие правила.

 

Что такое технически сложный товар?

 

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. К технически сложным товарам относятся:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)

 

В случае, если в технически сложном товаре обнаружены недостатки, потребитель вправе:

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Указанные требования могут быть заявлены в течение гарантийного срока, а также после его окончания, но в пределах двух лет.

О порядке распределения бремени доказывания в случае обращения за пределами гарантийного срока см. статью выше.

 

В случае, если недостатки технически сложного товара были обнаружены в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю потребитель в тот же срок, т.е. в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю, вправе по своему выбору заявить одно из следующих требований:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;

  • предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула);

  • предъявить требование о его замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

 

 По истечении 15 дневного срока указанные требования об отказе от договора и замене на другой товар могут быть заявлены лишь при наличии следующих условий:

  • обнаружение существенного недостатка товара;

  • нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение понятию «существенный недостаток» дано в двух нормативно-правовых актах: Законе РФ «О защите прав потребителей» и Гражданском кодексе РФ.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Существенный недостаток – неустранимый недостаток, недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после их устранения, и другие подобные недостатки (статья 475 ГК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 детализирует понятие «существенный недостаток» по конкретным признакам (пункт 13 указанного Постановления):

  • неустранимый недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  • недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

  • недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

  • недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

 

Срок устранения недостатков товара определен статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителя» и составляет не более 45 дней. Срок исчисляется в календарных днях. Началом течения указанного срока является дата передачи товара продавцу, течение срока оканчивается передачей отремонтированного товара продавцом покупателю.

Если товар не будет возвращен покупателю в течение 45 дней – срок устранения недостатков будет считаться нарушенным.

Нахождение товара на складах продавца, партнеров продавца, задержка в пути, потеря, любая иная причина придуманная продавцом не оправдывает продавца, не освобождает его от ответственности за нарушение 45-дневного срока и не свидетельствует о соблюдении продавцом 45-дневного срока на устранение недостатков.

На 46-й день покупатель имеет право заявить продавцу об отказе от договора купли-продажи или потребовать замены товара.

 

Обращаем ваше внимание на то, что все общение с продавцом должно происходить в письменной форме, с обязательным получением и сохранением вами письменных документов, подтверждающих факт вашего обращения к продавцу. Такими документами могут быть: копия поданного заявления/претензии, на котором продавец проставляет отметку в приеме, а также квитанция об отправке заявления/претензии заказным письмом в юридический адрес ответчика.  

Надеемся, данная статья поможет вам в отстаивании ваших прав. Помните, вы всегда можете обратиться к нам за юридической помощью, заполнив форму обращения. Юридическая помощь от претензии до иска и представления ваших интересов в суде оказывается на безвозмездной основе (бесплатно). 

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now