Вопрос-ответ

 

Вопросы по ОСАГО

В результате ДТП сбит дорожный знак  (ограждение, столб, светофор, повреждено здание, иное имущество). Обязана ли страховая компания в таком случае выплатить страховое возмещение?

 

Да, обязана.

Перечисленные объекты: дорожный знак, ограждение, столб, светофор, здание, - являются имуществом,  собственник которого вправе требовать  возмещения  причиненного ущерба.   Если   ответственность   владельца   ТС   (водителя),   причинившего   такой   ущерб, застрахована в установленном  ФЗ  «Об ОСАГО»  порядке, причиненный ущерб подлежит возмещению     страховой     компанией     (страховщиком),     застраховавшей гражданскую ответственность такого водителя.

Поэтому, если вы – владелец поврежденного знака, столба или забора, вы вправе обратиться с иском в суд, предъявив требования о возмещении причиненного вам ущерба   как   к   причинителю   вреда   (водителю),   так   и   к   застраховавшей   гражданскую ответственность водителя страховой компании (страховщику).

 

Повреждения причинены автомобилю на стоянке (парковке). Является ли такая ситуация страховым случаем и подлежит ли выплате страховое возмещение?

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «Об ОСАГО» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

При этом, под использованием транспортного средства в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об ОСАГО» понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

Из указанного следует, что если повреждения вашему автомобилю, оставленному вами на стоянке (парковке), были причинены в результате столкновения с ним другого автомобиля (движущегося), причиненный вашему автомобилю ущерб подлежит возмещению страховой компанией, застраховавшей ответственность водителя, который не смог объехать ваш припаркованный автомобиль, либо вашей страховой компанией (страховщиком потерпевшего) в порядке прямого возмещения ущерба.

 

Автомобиль поврежден при эвакуации (погрузке на эвакуатор, выгрузке с эвакуатора). Является ли такое повреждение автомобиля страховым случаем по ОСАГО, подлежит ли выплате страховое возмещение?

 

Поскольку эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства (статья 1 ФЗ «Об ОСАГО»), повреждение автомобиля при его погрузке на эвакуатор или выгрузке с эвакуатора не подпадает под действие ФЗ «Об ОСАГО», обязанность страховой компании по выплате страхового возмещения в такой ситуации не возникает.

Для возмещения ущерба в таком случае необходимо обращаться с претензией и/или иском к непосредственному причинителю вреда (водителю эвакуатора) и/или работодателю такого водителя (в случае, если водитель эвакуатора на момент причинения вреда исполнял обязанности по трудовому или гражданско-правовому договору с владельцем эвакуатора).

 

В течение какого срока я должен обратиться в страховую компанию после ДТП для получения страхового возмещения причиненного ущерба?

 

В соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 431-П, заполненные водителями – участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в         субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие; потерпевшие или выгодоприобретатели предъявляют страховщику заявление о | страховой выплате или о прямом возмещении убытков и документы о ДТП, в сроки и порядке, установленные пунктом 3.8 или пунктом 3.6 Правил соответственно.

То есть, заявление о страховой выплате или о прямом возмещении убытков и документы о ДТП должны быть предъявлены страховщику в течение пяти рабочих дней после ДТП. Однако, несоблюдение указанного пятидневного срока не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

Вместе с тем, несоблюдение пятидневного срока влечет возникновение у страховщика права регрессного требования к причинившему вред лицу, в случае, когда ДТП оформлялось без участия полиции.

Таким образом, если ДТП произошло по вашей вине и было оформлено без участия сотрудников ГИБДД, вы обязаны в пятидневный срок (пять рабочих дней) направить страховщику документы о ДТП. В противном случае, страховщик, выплатив страховое возмещение потерпевшему, в порядке регресса предъявит к вам требование о возмещении ущерба в размере осуществленной страховой выплаты.

 

Разница между суммой ущерба, определенной страховой компанией, и суммой ущерба, определенной независимым оценщиком, составляет 10%. Стоит ли обращаться в суд для  «довзыскания» недоплаченной страховой выплаты?    

 

К сожалению, не стоит.     

В  соответствии   с   пунктом   3.5   Единой   методики   определения   размера   расходов   на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации № 432-П от  19.09.2014,  расхождение   в   результатах   расчетов   размера   расходов   на   восстановительный   ремонт, выполненных   различными   специалистами,   следует   признавать   находящимся   в   пределах  статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов. Указанный предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.

В случаях, когда разница между фактически произведенной страховщиком страховой выплатой и предъявляемыми истцом требованиями составляет менее 10 процентов, необходимо учитывать, что, в соответствии с пунктом 3.5 Методики, расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, образовавшееся за счет использования различных технологических решений и погрешностей, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности (абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 29.01.2015 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Установление расхождения в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, в пределах 10 процентов является основанием к отказу в удовлетворении требований о взыскании этой разницы в пользу потерпевшего.

Такое мнение высказано Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22.06.2016.

 Указанное недвусмысленно свидетельствует о том, что законодатель предоставил страховым компаниями ничем не стесненную возможность снижать любые страховые выплаты по ОСАГО на 10%. Эту инициативу, естественно, поддержали суды. Является ли такой подход лоббированием интересов страховщиков – вопрос риторический.

 

Размер  причиненного  транспортному  средству  ущерба  определяется  с учетом  износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства?

 

Да, с учетом износа.

 

Страховая компания уклоняется от определения размера ущерба, причиненного автомобилю. Могу ли я обратиться к независимому оценщику за составлением заключения о стоимости восстановительного ремонта?

 

Да, можете.

При этом ваши расходы  на проведение такой  оценки/экспертизы относятся  к убыткам  и подлежат взысканию со страховщика по правилам статей 15 и 393 ГК РФ.

 

Виновник аварии скрылся с места ДТП. Обязана ли страховая компания выплатить страховое возмещение в таком случае?

 

Если лицо, виновное в совершении ДТП, скрылось с места ДТП, и личность виновного установлена – страховая компания обязана выплатить страховое возмещение.

Если лицо, виновное в совершении ДТП, скрылось с места ДТП, и принятые полицией меры не позволили установить личность такого лица, обязанность страховой компании по возмещению причиненного ущерба не наступает.

Из этого правила есть лишь одно исключение – в результате ДТП причинен вред здоровью или жизни потерпевшего. В указанном случае, осуществляется компенсационная выплата (не путать со страховой выплатой). Компенсационная выплата осуществляется Российским Союзом Автостраховщиков (http://www.autoins.ru).

 

Виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО. Обязан ли страховщик выплатить страховое возмещение?

 

Лицо может оказаться «не вписанным» в полис ОСАГО в двух случаях:

1. Договор страхования заключен в отношении неограниченного круга лиц, допущенных к управлению автомобилем. В таком случае ответственность лица, управлявшего автомобилем в момент ДТП, будет считаться застрахованной, а страховое возмещение выплачиваться страховой компанией.

2. Договор страхования заключен в отношении ограниченного круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, и лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, не поименовано в списке водителей, допущенных к управлению автомобилем. В таком случае, страховщик все равно обязан выплатить страховое возмещение потерпевшему. Однако, после выплаты страхового возмещения, страховая компания вправе в порядке регресса предъявить к виновнику ДТП исковые требования в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения. 

 

Я сбил лося. Мне предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного государству. Что делать?

 

Не паниковать.

В соответствии с действующим гражданским законодательством лось (кабан, медведь, олень, и даже заяц) – такое же имущество, как забор, столб, автомобиль. Собственник имущества (в случае с лосем – это, как правило, государство в лице прокуратуры, охотничьего хозяйства, иных уполномоченных лиц) вправе требовать возмещения причиненного ущерба. Поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что государство предъявит вам иск.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об ОСАГО» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Если ваша ответственность была застрахована по ОСАГО, смело заявляйте об этом в суде, представляйте суду сведения о страховой компании и настаивайте на том, что ущерб подлежит возмещению страховой компанией. Случай с лосем – страховой случай. Правосудие повернется к вам лицом.

 

Вопросы по ЖКХ

Квартиру затопило. Что делать?

 

1. Позвоните в ММБУ «ЕДДС» по телефону 051, аварийную службу (телефон должен быть указан в счетах за коммунальные услуги, на информационных досках в подъезде), управляющую компанию. Запомните или запишите дату и время звонка, фамилию, имя и отчество сотрудника, с которым вы говорили.

2. Письменно обратитесь в управляющую компанию с заявлением о составлении акта о залитии. Заявление составьте в двух экземплярах, на одном из них потребуйте сотрудника приемной или канцелярии управляющей компании поставить отмету о получении заявления. Копию заявления с отметкой обязательно сохраните.

3. Акт о залитии составляется комиссией в составе представителя управляющей компании, собственника залитого помещения и собственника помещения, из которого произошло залитие.

Проверьте, в акте должны быть указаны: причина залития (течь кровли, межпанельных швов, прорыв стояка водоснабжения, другие причины), подробно описаны причиненные вашему имуществу повреждения. Обратите внимание, перечисление повреждений – важный момент в составлении акта, впоследствии в случае возникновения спора, взыскание компенсации поврежденного залитием имущества, не поименованного в акте, будет затруднительно.

По возможности сделайте фотографии причиненных повреждений. Потребуйте указать в акте на проведенную фотосъемку.

4. После составления акта письменно обратитесь в управляющую компанию с заявлением о выдаче акта о залитии. Заявление составьте в двух экземплярах, на одном из них потребуйте сотрудника приемной или канцелярии управляющей компании поставить отмету о получении заявления. Копию заявления с отметкой обязательно сохраните.

5. Если виновник не желает добровольно компенсировать причиненный ущерб или сумма предоставленного или предлагаемого возмещения недостаточна для возмещения ущерба в полном объеме, обратитесь к независимому оценщику за определением размера причиненного ущерба – составлением отчета об оценке причиненного ущерба.

6. При составлении отчета, обязательно пригласите на осмотр виновника залития, управляющую компанию. Приглашение на осмотр должно быть сделано письменно и таким образом, чтобы подтверждался факт направления такого уведомления (телеграмма с уведомлением о вручении, вручение нарочно с проставлением отметки, другими способами). Уведомлять об осмотре необходимо заблаговременно до даты проведения осмотра, с таким расчетом, чтобы с момента получения приглашенным лицом уведомления до дня проведения осмотра оставалось хотя бы 2 – 3 дня.

7. После составления отчета направьте виновнику залития претензию, приложите к ней копию отчета об оценке. В претензии установите срок, в течение которого она должна быть исполнена виновником залития. Направьте претензию способом, позволяющим подтвердить факт направления.

8. Если ответа на претензию не последовало, либо вас не устраивает размер или способ предложенного виновником возмещения, вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда, защите вашего нарушенного права.

 

МРООпоЗПП «Потребитель всегда прав» оказывает полный комплекс бесплатной юридической помощи потребителям: консультирование, составление претензий, исков, представление и защита ваших интересов в суде, исполнительное производство.

Обратиться за бесплатной юридической помощью можно здесь.

Обращаясь за юридической помощью в МРООпоЗПП «Потребитель всегда прав» вы не несете расходов по оказываемым вам юридическим услугам, «страхуете» себя от возможных убытков, которые могут возникнуть в случае отказа в удовлетворении иска или удовлетворении иска в части, в том случае, когда ответчик понес судебные расходы на оплату услуг представителя и захочет их взыскать.

 

Течет кровля. Водой от протечки испорчен ремонт. УК отказывается ремонтировать кровлю, обосновывая свое нежелание тем, что ремонт кровли – капитальный ремонт. Что делать в этой ситуации?

 

В такой ситуации можно было бы посоветовать обратиться в прокуратуру или ГЖИ с соответствующими жалобами. Но, как показывает практика, деятельность этих органов государственной власти зачастую эффективна только при должной активности и настойчивости пострадавшего гражданина.

В ситуации с протечкой кровли указанные органы, прежде всего ГЖИ, стоит привлекать к защите прав потребителя в первую очередь для того, чтобы должным образом зафиксировать факт ненадлежащего содержания управляющей компанией кровли. Дальнейшую деятельность ГЖИ в этом вопросе можно пустить на самотек. А составленный ГЖИ акт и иную документацию использовать для дальнейшей судебной защиты своего права.

Судебная защита прав потребителя при протечке кровли возможна посредством предъявления двух исков:

1. иска о понуждении совершить определенные действия – отремонтировать протекающий участок кровли,

2. иска о возмещении ущерба, причиненного в результате протечки кровли.

 

Для успешной судебной защиты прав потребителя в этом случае необходимо направить соответствующую претензию (претензии) в адрес управляющей компании. В претензии необходимо обязательно установить срок для исполнения требований претензии. По результатам претензии обратиться в суд с соответствующим иском (исками).

 

Вы также вправе обратиться с жалобой в нашу организацию. Наши юристы составят претензию, в случае ее игнорирования или ненадлежащего исполнения управляющей компанией – обратятся в суд с иском в защиту Ваших прав. 

 

В нашем доме произошла смена управляющей компании. Долгов по оплате услуг предыдущей УК я не имею, квитанции оплачивала полностью и в срок. Новая управляющая компания насчитала долг. Что делать? Неужели придется оплачивать те же услуги второй раз?

 

Необходимо обратиться с претензией к УК выставившей Вам долг и потребовать исключения долга из счета. К претензии приложить копии платежных документов по предыдущей компании. Если реакции со стороны управляющей компании не последует, обратиться в суд с иском о понуждении совершить определенные действия – исключить из счета начисленную задолженность.

 

За управление нашим домом борются две УК. Какая из управляющих компаний действует законно – не понятно. Что делать в этой ситуации? Какой из двух компаний платить?

 

Правильно разобраться в ситуации с двойными квитанциями и верно определить надлежащего исполнителя услуг (т.е. ту УК, которой надлежит платить) – непростая задача, справиться с которой порой под силу только юристу.

В ситуации, когда нет однозначного понимания того, кто оказывает услуги и кто, соответственно, является надлежащим исполнителем услуги и получателем оплаты, мы рекомендуем Вам воздержаться от оплаты предоставляемых услуг как одной, так и другой компании. Ведь произведя оплату «не тому», забрать уплаченные деньги будет очень непросто, и, что самое неприятное, скорее всего, придется платить во второй раз, только уже надлежащей УК.

Рекомендуем Вам обратиться с жалобой на двойные квитанции в прокуратуру. И только по результатам прокурорской проверки точно определив какая из управляшек – «законная», произвести оплату.

 

Более 20 лет в подъезде нашего дома не было ремонта: стены исписаны, краска на них облупилась, потолок почернел от грязи, крышки мусоропровода оторваны, где не оторваны – не закрываются, электрические провода на лестничных клетках на скрутках, в подъезде жуткий запах. Одним словом – страшно. Можно ли заставить управляющую компанию сделать косметический ремонт подъезда, устранить скрутки?

 

Да, для этого необходимо обратиться в суд с соответствующим иском.

Надеемся, данная статья поможет вам в отстаивании ваших прав. Помните, вы всегда можете обратиться к нам за юридической помощью, заполнив форму обращения. Юридическая помощь от претензии до иска и представления ваших интересов в суде оказывается на безвозмездной основе (бесплатно). 

 

Вопросы по КБМ

Как проверяется обоснованность примененного страховщиком КБМ в отношении водителя, указанного в договоре ОСАГО?

 

С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 01 января 2011 года.

Кто может вносить/исправлять информацию о классе страхования водителя в АИС РСА?

 

Сведения и изменения в АИС РСА загружаются только страховщиками.

 

Какие действия необходимо предпринять в случае замены водительского удостоверения (иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО) одного из водителей, допущенных к управлению транспортным средством?

 

В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, в случае если в период действия договора ОСАГО происходит смена фамилии и/или водительского удостоверения одного из водителей (или иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО), допущенных к управлению транспортным средством, страхователь обязан незамедлительно сообщить об этом страховщику в письменной форме. Это необходимо для дальнейшего внесения корректных сведений в АИС РСА.

 

Как применяется КБМ по договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

 

Если управление транспортным средством осуществляется ограниченным количеством водителей, информация о каждом из которых указывается в договоре ОСАГО*, КБМ определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс страхования присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При этом общий КБМ (и как следствие, размер страховой премии) для заключения договора определяется по водителю с наихудшим классом страхования.

Обращаем внимание, что класс страхования определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

При отсутствии информации о предыдущей страховой истории указанных водителей присваивается класс 3 (КБМ-1).

* подпункт 5 пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

  

Какой КБМ применяется, если к управлению транспортным средством допущен неограниченный круг лиц?

 

Если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц, то класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО*.

По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО (при условии, что собственник и транспортное средство не изменились).

При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).

* подпункт 4 пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

 

Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

 

Класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре обязательного страхования*. При отсутствии информации ранее заключенных и окончивших свое действие договорах в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре ОСАГО, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).

* подпункт 4 пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

 

Если предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничение количества водителей, а новый договор заключается с ограничением круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, и при этом в предшествующий страховой период выплат по договору не было, страховщик обязан присвоить понижающий КБМ (при условии, что водитель в договоре ОСАГО, не предусматривающем ограничение количества лиц, допущенных к управлению, являлся собственником транспортного средства).   

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now